.
Карта сайта
Экспериментальная (инновационная) деятельность
Экспериментальный проект «Апробация модели формирования у учащейся молодежи трудовой культуры»
Консультант проекта: Санкевич Мария Александровна, начальник отдела центра научно-методического обеспечения воспитательной работы УО РИПО.
Цель экспериментального проекта: разработка эффективного научно-методического обеспечения по формированию трудовой культуры учащихся по профессии «Швея».
Задачи проекта:
  • анализ научно-теоретических исследований, образовательного стандарта, определение трудовых компетенций по специальности «Швея», реализуемой в колледже;
  • создание организационно-педагогических условий для формирования трудовых компетенций учащихся;
  • подбор и апробация диагностического инструментария для изучения процесса формирования трудовой культуры учащихся;
  • определение уровней сформированности трудовых компетенций учащихся;
  • разработка научно-методического обеспечения формирования трудовых компетенций учащихся;
  • оценка эффективности экспериментального проекта;
  • рекомендации по внедрению результатов экспериментального проекта в практику работы учреждений профессионального образования.
Модель экспериментальной деятельности
Описание структуры и содержания апробируемой учреждением образования «Могилевский государственный колледж сферы обслуживания» экспериментальной модели в учебном году
Модель формирования трудовой культуры у учащейся молодежи состоит из шести модулей: «Потенциал», «Интерес», «Условия», «Ситуация успеха», «Мотивация к деятельности», «Становление», которые формируют основной результат работы «Трудовая культура». План по реализации модели в учебном году включает основные направления работы: трудовое воспитание в процессе обучения, трудовое воспитание во внеурочной, воспитательной работе; работа педагогов по успешному освоению профессии «Швея» учащимися колледжа; работа СППС колледжа по профессиональному становлению личности учащихся.
Модуль «ПОТЕНЦИАЛ»
В колледже ведется планирование всей работы таким образом, чтобы труд учащихся был посильным, интересным, профессионально-направленным, соответствовал возрастным особенностям (второй курс обучения экспериментальной группы 2 ШП). Проводится диагностика индивидуальных способностей и потребностей, способствующих профессиональному становлению учащихся, социализации личности в трудовой деятельности (оценка взаимоотношений в учебной группе, коллектива учебной группы).
Полученная аналитическая информация используется в качестве основы для планирования воспитательной работы, формирования интереса и создания условий для приобщения к трудовой деятельности каждого учащегося.
Модули «ИНТЕРЕС», «УСЛОВИЯ»
Учащимся трудно понять смысл и содержание своей будущей профессии, трудовой деятельности в рамках этой профессии. На втором курсе обучения могут возникнуть вопросы, колебания, неуверенность в себе. Поэтому продолжается кропотливый труд педагога-психолога, мастеров производственного обучения, преподавателей, куратора учебной группы. Система работы строится с учетом интересов учащихся, планирование и реализация деятельности осуществляется с их непосредственным участием.
На основании интересов, способностей и творческого потенциала учащихся формируется модуль «Условия».
Модуль «Условия» реализуется через комплекс мероприятий под названием «колледж – путь к успешному будущему», который включает в себя различные направления работы.
Организация и проведение мероприятий:
  • открытые уроки по учебному предмету «Производственное обучение» (нестандартные уроки, требующие у учащихся особой подготовки, эффективны в применении новых знаний на практике, повышения интереса к профессии);
  • внеурочные мероприятия профессиональной направленности («Мода приходит, стиль остается»; блицтурнир «Зигзаг удачи»);
  • предметно-тематические недели (неделя «Технология производства швейных изделий»);
  • воспитательные мероприятия: акции, информационные кураторские часы, которые включают трудовую тематику (ознакомление учащихся с законодательными актами, нормативными документами, касающимися процесса труда), организация досуга учащихся с привлечением к трудовой деятельности;
  • просветительская деятельность: тематические книжные выставки, встречи с интересными людьми. Дни открытых дверей;
  • объединение по интересам профессиональной направленности «Театр миниатюр» (мини-спектакль «Снимается кино»).
Модель экспериментальной деятельности
Модуль «СИТУАЦИЯ УСПЕХА»
Воспитание «человека труда» происходит через успех.
Важным условием формирования личности подростка в деятельности педагогического коллектива является создание ситуации успеха каждому учащемуся. Данный модуль реализуется через организацию деятельности волонтерского отряда «Доброе дело», трудового десанта, воспитательных мероприятий, акций и др.
Модуль «МОТИВАЦИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мотивация трудовой деятельности - совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Создание для учащихся ситуации успеха способствует формированию у подростков самоуважения, пониманию своих способностей, возможностей, что становится мотивацией для их дальнейшего развития. На этом этапе создаются условия для формирования высоких социальных мотивов трудовой деятельности, развития познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике, воспитание моральных качеств (организация работы учащихся в учебных мастерских по выпуску полезной продукции и реализации через мастерскую-магазин).
Сформирована система оценки достижений учащихся освещение деятельности учащихся на сайте колледжа, линейки, собрания, дипломы, грамоты, памятные подарки, благодарственные письма.
Модуль «СТАНОВЛЕНИЕ»
На данном этапе подросток мотивирован на достижение цели и совершенствование своих личностных и профессиональных качеств. При этом очень важно педагогическое сопровождение: индивидуально-личностный подход, проектирование траектории достижения целей.
Проведение коррекции: тренинги личностного и профессионального роста, делового общения; лекторий для учащихся; мониторинг «Отношение к труду».
одуль «ТРУДОВАЯ КУЛЬТУРА»
Трудовая культура интегрирует в себе результаты трудового воспитания учащихся, включающие усвоение всей совокупности знаний, осознание общественной значимости труда, готовность трудиться по своей специальности, формирование творческих способностей и потребности в труде, развитие коллективистских форм поведения, общения, навыков и умений профессиональной деятельности, освоение трудового и профессионального опыта, развитие способности к трудовому самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию.
Трудовое воспитание учащихся направлено на формирование трудовой культуры рабочего, обладающего такой широтой знаний, таким уровнем развития умственных, физических, духовных и социальных способностей, которые позволят ему осуществлять мобильное профессиональное самовыражение. На данном этапе определяется уровень трудовой культуры учащихся через мониторинг и анализ полученных результатов.
Сроки проведения экспериментальной деятельности:
Участники экспериментальной деятельности:
руководитель экспериментальной площадки – директор учреждения образования «Могилевский государственный колледж сферы обслуживания»;
заместитель директора по учебно - воспитательной работе;
методист учреждения образования;
педагог-организатор;
заведующий отделением;
педагог-психолог;
преподаватели учебных предметов профессионального компонента;
мастера производственного обучения;
учащиеся 1 – 3 курсов (специальность: 3-50 01 55 «Технология производства швейных изделий», квалификация: 3-50 01 55 – 59 «Швея»).
Результаты экспериментальной деятельности за учебный год
учебный год стал вторым учебным годом реализации экспериментального проекта «Апробация модели формирования у учащейся молодежи трудовой культуры». Подведены промежуточные итоги экспериментальной деятельности. В результате проведения методической работы и самообразовательной деятельности педагогов сформирован банк нормативной, научной, методической литературы. Проведен анализ образовательного стандарта по специальности: 3-50 01 55 «Технология производства швейных изделий» с определением трудовых компетенций учащихся; анализ научно-теоретических исследований и современных научно-педагогических подходов к формированию профессиональных компетенций учащихся.
Разработаны диагностические материалы для психолого-педагогического тестирования, анкетирования учащихся с целью выявления уровня базовых компетенций, как основы трудовой деятельности. По итогам учебного года проведена диагностика учащихся 1 курса группы 1ШП. Результаты диагностики учащихся являются частью психолого-педагогического просвещения педагогов при формировании базовых компетенций и навыков трудовой культуры учащихся, эффективного построения взаимоотношений педагогов и учащихся.
С целью обеспечения условий для развития предметно-методических компетенций педагогов, совершенствования методики преподавания учебных предметов через внедрение образовательных технологий организована работа по самообразованию педагогов с определением технологий для самостоятельного изучения. Проведена работа по распространению эффективного опыта: методист колледжа приняла участие в VI Международной научно-практической конференции «Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты» с докладом «Экспериментальная и инновационная работа в учреждении образования».Члены творческой группы приняли участие в областном учебно-методическом объединении мастеров производственного обучения, мастером п/о Венберг Л.Р. был дан открытый урок по теме «Выполнение краевых машинных швов».
В соответствии с действующими нормативными и распорядительными документами со стороны администрации колледжа были обеспечены все условия.
Анализ работы учащихся в рамках мероприятий эксперимента показал, что учащиеся при выборе специальности в большей степени ориентируются на престиж специальности, имидж учреждения образования, зачастую не имея представления об условиях труда и специфике специальности; у учащихся не сформирована культура труда, что подтверждается результатами диагностики базовых компетенций учащихся в рамках формирования компонентов культуры труда.
Участие в экспериментальном проекте содействует профессиональному развитию педагогов, формированию способности организовывать, реализовывать и преобразовывать профессиональную деятельность в условиях эксперимента.
Перечень разработанных материалов, публикаций:
  • 1. Методическая разработка воспитательного мероприятия «Мир профессии швея», мастер п/о Лукашева Н.А.
  • 2. Методическая разработка внеучебного мероприятия профессиональной направленности «Мода из комода», мастер п/о Жарикова А.М.
  • 3. Методическая разработка учебного занятия по учебному предмету «Производственное обучение» по теме «Выполнение соединительных машинных швов»; методическая разработка учебного занятия «Выполнение краевых машинных швов», мастера п/о Венберг Л.Р., Шкутова А.Г.
  • 4. Комплекс методических материалов недели «Технология производства швейных изделий». План воспитательного мероприятия «Интеллектуальная игра «Эрудит»; план внеучебного мероприятия «Профориентационная игра «Профи-Бум»; профориентационный буклет «Зову в профессию «Швея».
  • 5. Комплекс занятий с элементами Арт-терапии, занятия с элементами тренингов «Мое будущее», «Я и моя вселенная».
  • 6. Программа объединения по интересам профессионально-трудовой направленности «Театр миниатюр».